Статья 24 Конституции Украины предусматривает, в числе прочего, запрет дискриминации на основании сексуальной ориентации и гендерной идентичности, которые подпадают под клише "другие признаки". Об этом сообщает пресс-служба Гей-Форума Украины со ссылкой на сайт украинского Минюста.
На сайте обнародован Отчет Министерства юстиции о результатах проведения общественного обсуждения проекта президентского указа "О стратегии борьбы с дискриминацией в Украине". До этого момента ряд общественных организаций и граждан обратились к Минюсту с предложениями включить в законопроект такие признаки как возраст, сексуальная ориентация и гендерная идентичность, на основании которых дискриминация должна быть запрещена. Правозащитники предлагали, чтобы ориентация и гендерная идентичность вошли в базовый антидискриминационный перечень, который станет частью разрабатываемой Стратегии борьбы с дискриминацией.
На это Министерство ответило, что "при разработке проекта Указа Минюст опирался на положения части второй статьи 24 Конституции Украины, согласно которой не может существовать привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, местожительства, по языковым или другим признакам". При этом та часть предложения, в которой говорилось о "других признаках", была выделена подчеркиванием, из чего следовало, что к этим "другим" относятся и сексуальная ориентация с гендерной идентичностью.
Святослав Шеремет, лидер Гей-Форума Украины, так прокомментировал "новые веяния": "В лице Минюста украинское государство по истечении 15 лет действия Конституции признало, что в ней содержится непрямой запрет на нарушение прав граждан из-за их сексуальной ориентации, гендерной идентичности, или по признаку возраста. Это прогрессивный шаг в правоприменительной практике, который, надеемся, будет взят на вооружение не только гражданским обществом, но и нашей пока ещё несовершенной судебной системой при рассмотрении дел, касающихся дискриминации. Но этого мало. Сказав "А", надо произнести "Б". По примеру прогрессивных законодательных систем разных стран мира, Украина вполне может ввести прямой запрет на ограничение прав человека из-за его секс-ориентации в текст Основного Закона. В связи с этим мы с нетерпением ждём конституционной реформы".
Параллельно с этим ряд организаций - субъектов гражданского общества, таких как Международная общественная организация "Молодёжь на распутье", Крымский православный медико-просветительский центр "Жизнь" и самозваный "патриарх Византийского Католического Патриархата" выразили явное неприятие Стратегии борьбы с дискриминацией именно по той причине, что этот документ якобы направлен на "развитие и становления гомосексуального общества в Украине". Минюст признал данные обращения несостоятельными ввиду "отсутствия конкретных замечаний и предложений".
Напомним, что в ходе текущей сессии Верховная Рада Украины намерена рассмотреть законопроект "о запрете пропаганды гомосексуализма", авторами которого стали депутаты всех парламентских фракций нынешнего созыва. В связи с этим правозащитники, включая ведущую международную организацию "Хьюман Райтс Вотч", мониторящую ситуацию с правами человека в мире, обратились к руководству Рады с требованием отклонить данный законопроект, поскольку он нарушает обязательства в правозащитной сфере, взятые на себя Украиной как членом международных политических структур.
В указ президента "О стратегии борьбы с дискриминацией" представители ЛГБТ предложили внести прямой запрет на дискриминацию по признакам сексуальной и гендерной идентичности.
Минюст Украины в этом ОТКАЗАЛ, сославшись на то, что (перевожу с укр.) Конституция "устанавливает не исчерпывающий перечень признаков, по которым не может осуществляться дискриминация", а также потому, что "проект указа не устанавливает нормы права".
Это самая настоящая бюрократическая отписка. Как и в России, на Украине существует Конституционный Суд, который наделен исключительным правом толковать нормы Конституции. Исключительно Суд, а не Минюст может дать определение признаков, которые описывает ст.24.
Но, в отличие, например, от Германии, украинские ЛГБТ не смогут обратиться за разъяснением непосредственно в свой Конст. Суд, поскольку так хитро прописано украинское законодательство. В Минюсте Украины, естественно, это знают.
Короче, Совет ЛГБТ организаций Украины изящно отфутболили. Так что не следует успокаиваться, а искать возможность получить разъяснение части 2 ст. 24 у Конституционного Суда Украины.